Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

vk qr

Полезные ссылки

 
Министерство науки и высшего образования РФ
 
Министерство просвещения Российской Федерации
 
Краснодарский научно-методический центр
 
Министерство образования и науки Краснодарского края
 
Администрации МО Лабинский район
 
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
 
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
 
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
 
Федеральный портал "Российское образование"

Самойленко Евгения Анатольевна учитель-логопед

Самойленко Евгения Анатольевна учитель-логопед

ЗНАЧЕНИЕ  АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

         Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык. В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточные подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согла­сованные движения губ и языка. Поэтому,начиная с 2-летнего возраста, полезно проводить спе­циальную артикуляционную гимнастику.  Это специальных игры и упражнения, которые способствуют снятию мышеч­ной напряженности органов артикуляционного аппа­рата, формируют умение чувствовать и контролиро­вать их движения.

Положительный эффект возможен только втом случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильно.Поэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения. Если малышу трудно выполнить упраж­нение,необходимо проводить массаж губ и язы­ка и пассивную артикуляционную гимнасти­ку. Логопедический массаж должен выполнять специалист, а самомассаж (так называется легкий массаж) ребенок может выполнить сам (по образцу).

         Звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую по­лость в момент речевого выдоха. Если же ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то воздуш­ная струя на выдохе будет слабой, а значит, многие звуки (свистящие, шипящие и звук Р) у ребенка даже при правильной артикуляции не получатся. Такая проблема чаще всего возникает у детей, часто болею­щих простудными заболеваниями.                               

 АКТИВНАЯ    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ    ГИМНАСТИКА 

         Активная артикуляционная гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка. Ее ребенок выполняет сам, повторяя дви­жения, показанные взрослым. Артикуляционные уп­ражнения бывают статическими (удержание органов - артикуляции в определенной позе в течение 2—5 се­кунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения). Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды: «Раз, два, три — отдохни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быст­ром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два..,») или же по команде взрослого. На­пример, при выполнении упражнения «Качели», предусматривающего подъем и опускание языка, коман­ды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз...» Артикуляционные упражнения выполняются мед­ленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копи­рует, и себя самого, а взрослый следил, все ли пра­вильно он делает. Если ребенок не может повторить какое-либо действие, помогите ему, проведя соответствующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку). 

Комплекс  упражнений  для  детей

младшего  дошкольного  возраста

(до 4 лет)

С ребенком младшего и среднего возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляцион­ных упражнении, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи.

Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ре­бенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верх­ние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет вы­полнять самые разные движения.

В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

Артикуляционная гимнастика не должна превра­титься в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс раз­вития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

В течение одного занятия не стоит пытаться вы­полнить все упражнения, лучше заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2—3 упражнения.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

                                                                        Веселая прогулка

 (Е. М. Косинова)

Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел какая погода. А потом опять в домик спрятался.

Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был… ежик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ежик.

Убежал Ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»

Ежик

У меня в иголках шерстка

И норе запасов горка.

Лучше ты меня не трожь!

Я – колючий серый еж!

                  О. Перова

Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют. И захотел присоединиться к ним. Давайте мы вместе поиграем в футбол.

Футбол

Во дворе народ толпится.

Там идет футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

Потому что наблюдает

За игрою из окна

Катерина. Всякий знает:

Генке нравиться она.

После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!

Качели

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.

Индюк

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.

Давай и мы поможем Язычку.

Месим тесто

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не пора ли вынимать?

                        О. Перова

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.

Блинчики

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

                       О. Перова

Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.

Вкусное варенье

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

Чашка

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!»

Перед сном Язычок пошел умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.

Чистим зубки

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро

 

 

У бабушки с дедушкой

Толстые внуки приехали в гости

С ними худые – лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.

Поцеловать они всех потянулись.

Утром проснулись – в улыбочку губы,

Чистим мы свои верхние зубы

Вправо и влево, внутри и снаружи,

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губы сожмем мы и рот прополощем

И самоваром пыхтим, что есть мочи.

Блюдца поставим – положат блины нам.

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.

Блинчик жуём, завернём и прикусим

Блинчик с вареньем малиновым вкусным.

Чашки поставим, чтобы чаю налили,

На нос подули – мы чай остудили.

Чаю попили – никто не обижен.

Вкусные был завтрак, мы губки оближем.

Бабушка шила, а Барсик с катушкой

Бегал, как будто с живою зверюшкой.

Бабушке нашей всегда помогаем:

Нитки в иголки мы ей продеваем.

Бабушка швы на машинке строчила

И на зигзаг её переключила.

Петли иголкой она обметала,

Пуговки круглые попришивала.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли

Прятались на чердаке и в подвале.

Дедушка скачет на лошади ловко,

Звонки вязнут на глине подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки,

Вот на опушке мы видим грибочки

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА»

(Надуваем щёки.)

(Втягиваем щёки.)

(Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы.)

(Губы тянутся вперёд.)

(Снова широкая улыбка.)

(Широкий язык за верхними зубами.)

(Соответствующие движения широким языком.)

(Повторение этих движений языком в положении за нижними зубами.)

(Поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух.)

(Одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы.)

(Широкий язык лежит на нижней губе.)

(Подуть на широкий язык.)

(Жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы.)

(Облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад.)

(Широкий язык загибаем кверху чашечкой),

(Подуть с «чашечки» вверх.)

(«Чашечка» двигается вперёд-назад.)

(Кончик языка облизывает губы по кругу.)

(Кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад.)

(Узкий язык вытянут вперёд.)

 

(Узкий язык двигается вперёд-назад.)

(Узкий язык двигается влево-вправо.)

(Кончик языка описывает круг за губами.)

(Кончик языка упирается то в одну, то в другую

щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот.)

(Широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы.)

(Широкий язык убирается под верхнюю губу.)

 

(Широкий язык - под нижнюю губу.)

(Щёлкаем языком.)

(Цоканье на верхней губе.)

(Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки.)

(Присасываем язык к нёбу и открываем рот.)

(Широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом.)

Как Язычок отдыхал на море (Н.В. Рыжова)

Взрослый выполняет вместе с ребенком.

Закончились рабочие деньки, и Язычок решил отдохнуть на море. Он взял надувную резиновую лодку (надуть щеки и удержать под счет до 5),пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8) и широкое махровое полотенце (высунуть широкий язык и удержать под счет до 10).

Сел в сказочный вагон и отправился в путь. Быстро летел поезд по рельсам (произносить: «Чух-чух-чух. Ту-туу»). За окошком мелькали деревья (рот открыть, кончиком языка дотронуть­ся до верхних зубов и удерживать в течение 8 секунд), дома (язык опустить и спокойно положить за нижние зубы, рот открыт). Ласково светило солнышко (рот открыт, облизывать губы слева направо). Язычок слушал, как стучат колеса поезда (произносить медленно: «Т-д-т-д-т-д»). Совсем скоро вдалеке показалось синее море (рот широко открыть и удерживать под счет до 8). Поезд подъехал к станции и остановился (вдохнуть носом и медленно выдохнуть: «Ш-ш-ш»). Язычку так не терпелось увидеть море, что он выскочил из ва­гона и быстро побежал на пляж (улыбнуться, пощелкать языком).

Переодевшись в купальник и поставив пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8), Язычок растянулся на махровом полотенце под горячими лучами солнышка (рот открыт, язык сильно вытянуть и коснуться подбородка). Когда животик и спинка немного загорели, Язычок решил искупаться. Быстро разбежавшись, он нырнул в море (три раза щелкнуть языком, затем слегка высунуть изо рта; повторить 5 раз). У Язычка были превосходные ласты, он быстро заболтал ногами в воде (рот приоткрыт, быстро передвигать язык вперед-назад по верхней губе, получается глухой слог «пл»).

На дне Язычок увидел черепаху, лакомившуюся морской капустой (двигать нижней челюстью, как при жевании), воздушную медузу (надуть щеки и удерживать в течение 8 секунд), летучую рыбу (рот приоткрыт, высунуть узкий язык, коснуться верхней губы и спрятать в рот; повторить 5раз) и даже морскую звезду, которая пряталась за камнями (сначала высунуть широкий язык, прижать между нижней и верхней губами, а затем медленно «втащить» язык обратно в рот; повторить 5раз).

Во время отдыха Язычок успел покататься на надувной резиновой лодке (надуть щеки и удержать под счет до 5),собрать красивые ракушки, сфотографировать попугая и жирафа (произносить: «Чик-чик»). Скоро он сел в поезд и поехал домой (произносить: «Чух-чух. Ту-туу»). Язычок смотрел в окошко и улыбался (улыбнуться, показав нижние и верхние зубы), ведь он обязательно приедет сюда еще раз.

image008